С Днём Смеха !
Думаю, буду недалёк от истины, если предположу, что большинство читавших эту тему подумают : ”безумие!!” и покрутят пальцем у виска. Нечто подобное я замечаю у приходивших гостей, когда сначала их глаза разбегаются, а затем, узнав, что для процесса воспроизведения музыки достаточно пары устройств, начинают узнавать о назначении остальных коробочек. Объясняю я всегда по-разному, опираясь на интересы спрашивающего. Но в конце концов всё сводится к тому, что для меня это не столько увлечение, а сколько развлечение, некоторая игра, правила которой я придумываю сам и они постоянно модифицируется. Чтобы передать суть этой игры, я расскажу об одном устройстве.
Помимо представленных ранее аппаратов у меня имеется несколько других, но рассказывать о них пока рано, так как большинство из них находится в непрезентабельном виде. Скажем, герой сегодняшнего рассказа несколько лет выглядел так:
Вложение:
01.JPG [ 63.72 КБ | Просмотров: 557 ]
Очевидно, что подобное стыдно описывать, плюс, я давно следую принципу, сформулированному одним великим человеком. Было это давно, лет 35 назад, он спросил меня :” Андрюша, как продвигается тема?”. И, получив от меня ответ, что в принципе всё работает, произнёс : ”Устройство должно работать не в принципе, а в корпусе”. С тех пор я считаю работу законченной, когда “закручен последний винт”. Правда, именно этот, казалось бы простой и долгожданный шаг , как правило, оказывается самым сложным. Но его необходимо сделать, тем более, что пенсия не за горами, и своё аудио хозяйство надо приводить в порядок, пока есть возможность. Основная идея очевидна – придать устройству вид, характерный компонентам фирмы Пионер серебряной эпохи (как никак , Пио – костяк моего склада ), что определило габариты (ширину, в первую очередь) и выбор материалов – металл и стекло, никаких акрилов, ABS и прочих “пластигласов” . В новогодние каникулы я стартовал, рассчитывая за месяц – полтора закончить, а учитывая, что само устройство трудится уже давно и необходимо только привести его в божеский вид, задача казалась реальной. Но, коллеги, возраст – это не только когда “часовые весны с каждым годом становятся строже” , но и когда диалог из известного фильма :
- Ты был самым сильным, Фрэнк?
- Нет, я был самым быстрым .
уже не про тебя…. Времени этот процесс занял значительно больше.
А теперь непосредственно к теме, которая, думаю, заинтересует в первую очередь самодельщиков ( я опробовал одну технологию, которая может пригодиться любителям мастерить своими руками , причём, от и до.) и участников форума с чувством юмора (есть модуль, к присутствию которого нужно относиться с улыбкой). Подозреваю, текста будет много, так как рассказ будет наполнен подробными описаниями и , возможно, лирическими отступлениями.
Итак, у меня имеется пара-тройка дек:
Вложение:
02.JPG [ 74.97 КБ | Просмотров: 557 ]
А так как большинство из них приобреталось в Японии, то есть было ориентировано на использование в 100-вольтовой сети, то встал вопрос с их питанием. Конечно, можно было бы организовать общее 100-вольтовое питание и подвести к системе, но я пошёл другим путём. Получив первую деку, я понял, что одной не ограничусь, и их будет несколько. Думаю, все испытывали чувство восторга, когда открывали коробку с приобретённым аппаратом, который раньше видели только на картинке, пусть и высочайшего качества, обработанной в редакторе, но то, как выглядит устройство наяву, ни один фотоснимок не способен передать. Как же можно было остановиться только на одном экземпляре!! И источник для дек я решил делать отдельным модулем . К тому моменту у меня уже имелось несколько тюнеров (вещи совсем ненужные), но и у них имелся аналогичный блок, тоже пока до конца не оформленный, но, конечно же, руки дойдут и до него. Вопрос форм фактора не стоял (выше я ссылался на Пио). Гораздо сложнее было решить проблему дизайна, особенно учитывая тот факт, что “рисовальщик” из меня никудышный, а всякие стрелочки-лампочки хотелось бы приляпать. Люблю я их. Решил придерживаться логики – раз это источник , то уж стрелочки , показывающие напряжение и ток, быть обязаны. У меня уже был аналогичный ящичек для питания вертушек и таймеров:
Вложение:
03.JPG [ 27.76 КБ | Просмотров: 557 ]
Изготавливать похожий индикатор не хотелось, нужно было что-то иное. И тут я вспомнил про шикарный пионеровский тюнер, который даже хотел приобрести, но , увидев его начинку, отказался от этой затеи, а вот его индикаторы прочно врезались в память. Да и кого такое решение может оставить равнодушным:
Вложение:
04.jpg [ 49.66 КБ | Просмотров: 557 ]
Поэтому я решил попытаться сделать нечто похожее, и тогда этот пионеровский мотивчик лишний раз подчеркнёт принадлежность аппарата к линейке компонентов Пио. С этой целью я приобрёл на помойке пару китайских тестеров (5.1). Данные модели использовать по назначению не рекомендуется, но мне потребовалось от них только магнитоэлектрический механизм и кусок корпуса (5.2). Части корпусов скрепляю (5.3), вырезаю и крашу новую сдвоенную шкалу (5.4), далее собираю в единый модуль , добавляю подсветку и получаю вполне приличный индикатор (5.5).
Вложение:
05.JPG [ 89.83 КБ | Просмотров: 557 ]
Самим индикатором я остался доволен, но понимал, что на лицевой панели, ширина которой 420 мм, ему будет одиноко. Нужно было что-то добавить. Решение было найдено в расширении функционала устройства. Рассуждал я так : имея в наличии несколько дек необходимо обеспечить их коммутацию , так как усилителя с десятком – другим входов я не знаю. Поэтому посчитал разумным объединить в одном блоке 100-вольтовый источник и коммутатор, благо места должно хватить. Ну а раз имеется коммутатор, то можно добавить и индикатор выходного уровня. Последнее для любителя стрелочек и ручечек, как коту сметана. Правда, положа руку на сердце, должен признаться, что в реальности именно из-за этого индикатора и был задуман весь проект. В качестве индикатора уровня я использовал ИН-33 (6.1). Это газоразрядный индикатор, декатронного типа, и цвет его свечения и определил цвет сегментов индикатора тока и напряжения, описанного выше. К сожалению, цвет индикатора селектора отличается (6.2), но более близкого по спектру я не нашёл:
Вложение:
06.JPG [ 195.4 КБ | Просмотров: 557 ]
Выбор газоразрядного ИН-33 был сделан исключительно из личных пристрастий. Я считаю, что газоразрядные индикаторы самые симпатичные из существующих. Да, конечно, можно было поставить сенсорный TFT экран , который заменил бы все 3 индикатора и энкодер. Но основная идея состояла в том, чтобы выдержать стиль 70-х . И плюс, TFT никогда не передаст очарования разряда.
Итак, расположив имеющиеся элементы , получилась такая картина:
Вложение:
07.JPG [ 27.43 КБ | Просмотров: 557 ]
Вроде бы и неплохо, но удовлетворения от полученного не получил. Даже декоративные накладки не спасали . Они, кстати, имеют и прикладное значение. Обычно лицевую панель я креплю так : сверлю в ней глухие отверстия , нарезаю резьбу М3 и на винтах прикручиваю к каркасу. В этом случае снаружи никаких винтов . Эти торчащие головки по углам считаю моветоном. Но лицевая панель при толщине 5 мм имеет приличный вес и получается, что висит на неглубокой резьбе М3, что, конечно, требует аккуратности при перестановке блока. А в случае накладок всё упрощается – они скрывают отверстия полной резьбы.
Несколько дней ничего придумать не удавалось, я даже рассматривал вариант с нанесением на лицевую панель текста в области, расположенной ниже стрелочного индикатора, но при моём английском скорее всего вышло бы ужасно. И в конце –концов я нашёл решение, которое показалось мне интересным. И в первую очередь тем, что оно было безумным. Пришло оно в голову в самое чудесное время- в период белых ночей. В это время я по возможности стараюсь ложиться спать как можно позже, лучше выспаться утром, а ночью бодрствовать. Необычность этого петербургского явления часто способствует рождению нестандартных решений. В описываемом случае было так. Устройство планировалось, как реплика Пио, что решилось изготовлением индикатора , аналогичного пионеровскому тюнеру. С другой стороны , устройство предназначено для обеспечения функционирования нескольких дек и хотелось лёгким штрихом связать его с этим видом аудио компонентов. А что отличало деки от всех остальных устройств аудио мира? Ответ очевиден - наличие кассетоприёмника. Вот он, тот штришок, а скорее акцентированный мазок, которого так не хватало. Прототипом послужил вариант выезжающего лотка у соньки ТС-К88 (8.1). На базе остатков приводов и ШД был изготовлен похожий (8.2). Внешний вид с этой безуминкой - 8.3
Вложение:
08.JPG [ 101.23 КБ | Просмотров: 557 ]
Никакого прикладного значения в этом выезжающем лотке нет, он создан исключительно из соображений дизайна. На нём 2 переключателя и три потенциометра, с помощью которых устанавливаются параметры срабатывания защит источника 100 В. Режимы установки отображаются красными индикаторами (9.1 – рабочий режим, 9.2 – установка уровня пониженного напряжения, 9.3 – уровень повышенного напряжения, 9.4 – перегрузка по току). Защиты триггерного типа, при срабатывании любой соответствующий индикатор мигает:
Вложение:
09.JPG [ 47 КБ | Просмотров: 557 ]
Что касается “начинки” , то ввиду простоты возложенных функций, особых откровений нет. Сначала вид был следующий:
Вложение:
10.jpg [ 181.11 КБ | Просмотров: 557 ]
Но в какой-то момент мне в руки попал ручной заклёпочник и я подумал, что используя его можно добавить безуминку , аудиофильскую, само собой. Для этого на кухне подручными средствами были изготовлены два экрана :
Вложение:
11.jpg [ 110.27 КБ | Просмотров: 557 ]
Они закрыли коммутаторы и выходные цепи . На работу влияния не оказывают, но зато на старости лет могут и пригодиться – как сложится жизнь, неведомо, может , на пенсии отнесу в цветмет и поменяю на пачку сигарет:
Вложение:
12.jpg [ 185.45 КБ | Просмотров: 557 ]
Да, чуть не забыл. В очередной раз убедился в правоте высказывания :”Всё, что ни случается – к лучшему”. Блок допускает подключение 15 дек, но заранее неизвестно к какому каналу подключена та или другая. И количество дек со временем может измениться. Поэтому удобно иметь возможность мобильно назначать определённому каналу свою деку. Пластина для задней панели была вырезана и покрашена давно, но в спешке я забыл про разъём для конфигурирования. Делать выборку с последующей перекраской мне не хотелось – хлопотно, да и место, где я крашу, мало симпатичное (в смысле расположения). Ставить usb-разъём на лицевой панели значило напрочь убить идею придерживаться стиля 70-х. Поэтому я решил вывести его через дно, что оказалось удобным вариантом. Действительно, когда у вас много подключенных устройств , то вытаскивать из стойки такой блок с пучком проводов с целью подключения usb коннектора крайне неудобно. А в случае применённого решения требуется только немного выдвинуть устройства и подключиться.
Вложение:
13.jpg [ 172.71 КБ | Просмотров: 557 ]
Конфигурирование осуществляется простенькой утилитой (Pc2Pio) – создаётся список присутствующих в стойке дек и записывается во флэш устройства. Список можно сохранить в файле, можно и прочитать из самого устройства, что облегчает внесение изменений в конфигурацию. Введена графа EnRec, которая определяет подключенное устройство , как способное к записи. В случае, если к коммутатору подключено устройство без возможности записи, то на индикаторе при выборе записывающего устройства оно не будет индицироваться. У меня рядом со стайкой дек приютилась пара источников другого типа, как раз для них и применяется этот вариант.
Вложение:
14.JPG [ 27.06 КБ | Просмотров: 557 ]
Задняя панель, уверен, поразит любую женщину:
Вложение:
15.JPG [ 102.18 КБ | Просмотров: 557 ]
Например, моя жена, увидев её, была в восторге от обилия и блеска разъёмов, а узнав, что в рабочем положении их не видно , огорчилась. Любят дамы жёлтый металл ! Но я сделаю акцент на других моментах. В начале сообщения, вспоминая самоделщиков, я обмолвился, что в рассказе будет интересная для некоторых информация. Помниться, на нашем форуме пару лет назад кто-то спрашивал, как нанести белый (или любой другой) цвет на панель . Сегодня бы я ответил, что лучше всего это делать методом шелкографии. Именно так я и поступил в этот раз. Если будет интерес, то готов поделиться своим опытом. Стиль надписей я по возможности использовал близкий к пионеровскому. Сам логотип у меня имелся ранее, а шрифт я подобрал на ресурсе WhatFontIs.com . Загружаете несколько фотографий (предварительно их делаете контрастными) , далее идентифицируете буквы и цифры на этих картинках и вам предложат несколько подходящих шрифтов, из которых большинство коммерческих, читай, платных, но парочка будет халявных, их и скачиваем.
В оформлении задней панели также присутствует элемент безумия :
Вложение:
16.JPG [ 101.8 КБ | Просмотров: 557 ]
Над номером каждого канала подключения дек имеется индикатор статуса. Красный цвет говорит, что в данный момент дека , подключенная к этому каналу, является устройством записи, зелёный сообщает, что дека этого канала является источником. Для чего ввёл светодиоды, сам не знаю, были свободные контакты на платах коммутаторов, вот и задействовал их.
Коробочка, как говорилось ранее, сделана под Пио, даже названа Pioneer TDS-9500II , но всё-таки это не родное изделие известной фирмы, поэтому присутствует надпись SPb Department. Мой английский плох, пытался представить, как Санкт-Петербургское подразделение Пионера. Пусть в этом будет некоторая загадка для фанатов фирмы Пионер. Можно снять видеоролик про этот аппарат, в нём покрутить ручку энкодера, продемонстрировать работу моторизованного лотка, показать крупным планом индикаторы, несколько секунд посвятить виду сзади, дав крупным планом надписи , и выложить на youtube. Думаю, у просмотревших этот ролик будут вопросы.
И заканчивая, хочу сказать, что не стоит относиться к вышеизложенному серьёзно, рассматривайте его, как ещё одно проявление аудио безумия, а лучше, учитывая, что представленное изделие не самое сумасшедшее из имеющихся у меня и вспоминая, что сегодня 1 апреля, воспринимайте его , как шутку :
Вложение:
17.JPG [ 62.53 КБ | Просмотров: 557 ]