ШИЗОДЕКА«Чем бы дитя не тешилось – лишь бы не бухало…» (с) только что сам придумал.
Опять ударила моча в мою светлую головушку. Мысли посетили дерзновенные: дескать, чем мы хуже всяких аббасов, ефимовых и прочих эзотерически-геометрических гур?
Мы ведь тоже не лаптем щи хлебаем – может и свой «шмуклератор Хабомайского» (с) соорудить!
Так и родилась идея «изотерического» апгрейда двухкарманной деки Pioneer.
С одной стороны – не жалко, с другой – из говна конфеты еще никто делать не запрещал.
Итак, приступим к лепке…
Цель эксперимента – на своей шкуре ощутить (или не ощутить) воздействие нетрадиционных приемов и средств на объективные параметры звука, а также прощупать изменения в субъективном восприятии музыки.Перед переделкой дека была полностью разобрана: крышка, шасси, пластиковые панели, «карманы» и кнопки были тщательно промыты с мылом. Механизмы лентопротяга очищены спиртом.
Апгрейд, конечно, вобрал в себя не только «антинаучные» методы и приемы, но и некоторые вполне себе разумные ходы – например, оклейка крышки и шасси вибропластом. С этого и начал. Надо сказать, сей материал дал существенную добавку в весе, а стенки стали глухими при простукивании. Прекрасный способ превратить «консервную банку» во что-то более основательное и непоколебимое!
Ножки аппарата развязал через небольшие резиновые кольца (такие можно купить в любом автоотделе). Та же участь постигла питающий трансформатор – он был посажен на «бутерброд» из резиновых колец, текстолитовых и металлических шайб. Каждая ножка притянута слегка, чтобы демпферы хотя бы минимально могли работать. Чтобы гайка не открутилась сама – ставим гравер.
Двигатели лентопротяга и трансформатор также оклеиваются вибропластом, но не полностью – должно оставаться место для нормального тепловыделения.
Перед проклейкой, я установил на свободном месте шасси два бумаго-маслянных конденсатор по 1мкФ каждый – ими будут шунтироваться электролиты в питании.
Штатный шлейф питания, идущий с трансформатора на плату, я удалил. Вместо него – семь отдельных моножил в лакотканевой изоляции. Провода, естественно, винтажные (ориентировочно 60-е годы). Медь высокого качества - на ощупь очень пластичная, без единого следа окислов.
Каждый провод подпаял напрямую к штырькам трансформатора, минуя штатные дорожки на его плате. Вся питающая проводка и жилки, идущие к шунтирующим конденсаторам, пропущены через небольшие бамбуковые отрезки (типа, резонатор, а может и демпфер – поди разбери).
Пайки промыты спиртом и покрыты цапон-лаком.
Приступаем к самой нетрадиционной части апгрейда.
Начитавшись Ефимова, вдохновленный его экспериментами с природными минералами, приступаю к созданию фильтрующего шунгитового модуля.
Суть такова: шунгит – один из немногочисленных минералов, практически беспрепятственно пропускающих электрический ток. Если верить Ефимову, то шунгит что-то там упорядочивает, фильтрует и всячески облагораживает. Одним словом, лепота и благодать. Опять же – для звука зело пользительно…
Тащусь в ближайшую сувенирную лавку, предварительно захватив с собой мультиметр (подлинность-то камня проверить надо!). Тётенька-продавец тихо офигивает от моего истошно пищащего девайса, делая глаза по полфунта стерлингов каждый.
На все расспросы зевак – загадочно улыбаюсь…
Дома с нечеловеческим усердием выпиливаю из фанерных подрозетников специальные тиски-зажимы, в которых по плану должен быть установлен этот магический 30-милиметровый шарик между двух металлических контактов.
Фанерки покрываю шеллаком (сам не знаю для чего - то ли так просто, для красоты, то ли памятуя о заветах АМЛ). В закромах находится подходящая рамка для крепежа всей конструкции, которая вскоре будет водружена на заднюю стенку магнитофона.
В результате получается вот такое изделие…
Омметром проверяем получившееся сопротивление.
Любопытно, что меняя силу прижима, можно варьировать сопротивление шара от нескольких десятков Ом до десятых долей одного Ома. Также сопротивление может меняться от положения самого шара относительно контактов – сказывается неоднородность кристаллической решетки.
Найдя положение камня с минимальным значением сопротивления – это около 0,8 Ом - фиксирую резьбы шпилек цапон-лаком.
Гравицапа готова!
Далее приступаю к облагораживанию задней стенки.
В нее «врезаются» пара альтернативных выходных RCA гнезд и сетевой штекер – шнур питания отныне будет съемный.
Неторопно изготавливаю еще два элемента шизо-фильтра: «дроссель» из винтажной проволоки на кольце из черного опала, и сдвоенная катушка на бамбуковой палочке. Катушки на бамбуке намотаны тем же проводом и идут последовательно. Одна навита по часовой стрелке, другая – против (эксперимент Ефимова со спиралями). Каждая по 20 витков. Сверху катушки покрыты шеллаком.
Устанавливаю все это намоточное хозяйство по своим местам. Для пущей электробезопасности надеваю на концы проводков трубки из лакоткани.
Можно паять…
Около выходных гнезд сооружаю странноватую конструкцию в виде двух закрепленных бамбуковых отрезков, сквозь которые пропущены две медные жилы.
Жилки имеют явные следы паек и окислов времени, т.к. служили земляной шиной в каком-то очень древнем ламповом радиоприемнике (согласно «флагу» Аббаса, подхваченному у АМЛ, такие шины могут нести в себе «сущности», способные положительно «обучать» остальные элементы тракта).
К шинам подпаиваются спиральные «антенки» – по две на каждую – одна намотана по часовой стрелке, другая – против. Антенны служат для «забора эфира и синхронизации тракта с эмоциональным состоянием слушателя» (!)
На «землю» гнезд также подпаивается отрезок шины.
Все пайки тщательно промываются спиртом и покрываются цапон-лаком.
Смотрю я на всё это хозяйство и сам себя тихонько спрашиваю: ты софсем наркоман штоле? Но отступать некуда – позади Москва!
Если уж и придаваться шаманству, то делать это надо с полной самоотдачей!
Эту идею я подсмотрел в конструкциях предусилителей Кондо - японец лепил небольшие пластичные кусочки демпферов на бочонки электролитов. А у меня будут речные камни! Камни-гармонизаторы!
Лепим камушки подходящего размера и формы на электролиты в БП и на некоторые в УЗЧ. Можно таким же образом поступить с некоторыми микросхемами на плате. Правил нет никаких – подход чисто интуитивный. Хотя нет – для себя выработал такой метод: камни должны быть максимально приятными на ощупь, гладкими, без сколов (либо сколы уже заполированы водой). Из всей кучи камней старался брать самые «теплые» на ощупь (да-да, при единой температуре окружающей среды, попадаются камни, которые на ощупь явно холоднее, чем их собратья).
Креплю заднюю стенку на место, «допаиваю последние аккорды»…
Запускаю деку на часок в тестовом режиме со снятой крышкой, не подключая к тракту. Убедившись, что все температурные режимы в норме, завершаю сборку.
Шизодека готова!
Итак, работа проделана немалая. И мне, конечно же, очень не терпелось послушать результаты. Но скоропалительных выводов, подстегиваемых эйфорией и самовнушением, мне хотелось бы избежать, поэтому дека тестировалась предельно внимательно и вдумчиво на протяжении нескольких дней, во избежание, так сказать…
Если вы заметили, с самого начала обзор пропитан нотками скепсиса (строчил я всё в процессе, чтобы ничего не упустить из виду). Настроение понятное, т.к. я действительно мало верил в сколь-нибудь значимые улучшения, которые было бы не возможно списать на эффект плацебо. Но то, что я услышал – заставило меня поубавить свой недоверчивый настрой…
Первое впечатление – тональный баланс ощутимо сместился вниз! Я даже немного запереживал – мол, где высокие? Полез смотреть настройки магнитофона (не включен ли шумодав?), потом давай смотреть настройки микшера (не накрутил ли чего случайно?). Нет, все в порядке, всё на месте.
Только некоторое время спустя дошло, что ВЧ никуда не делись – они просто перестали «цыкать», верх прочистился! Из него начисто вышибло всю агрессию! Эффект ровно такой же, когда в системе
просто хороший усилитель меняется на
ОЧЕНЬ хороший.
Звук стал заметно «темнее», басовитее. Если бы меня попросили изобразить звук этой деки в виде какого-нибудь предмета, я бы представил его именно в виде шунгитового шара – матовый, гладкий, приятно «маящийся» в руке, теплый на ощупь…
Включил фирменную кассету с альбомом Андреаса Волленвайдера. Это замечательная музыка с многообразием этнических инструментов, африканских напевов, ну и, конечно же, с неизменно-великолепной электронной арфой Андреаса…
Запись современная, естественно, цифровая. В каком-то смысле её можно было бы назвать даже «аудиофильской» - в ней много показной «микрофонной близости» (это когда буквально «проводишь анализ слюны в ротовой полости вокалиста», или когда некоторое инструменты чрезмерно усердны в своих атаках, «работают сами на себя», «красуются» перед слушателем, буквально разрывая единое на всех «одеяло» - музыкальный образ).
Звук этой записи теперь не узнать! Сглажены все острые углы. Звук обтекаемый. Что-то явно произошло на динамическом уровне. Нет дешевой суеты – только размеренность и спокойствие. Почти буддийская медитация.
Только представьте: что может быть ужаснее вдруг «выстреливающей» арфы в момент нахрапистого щипка? Разве что только какое-нибудь «лязгающее» Рюккерс-чембало…
Дека сглаживает эту чрезмерность во всем – атаки инструментов «не бьют исподтишка», вокал избавился от сибилянтов. Работа магнитофона стала напоминать работу фантастического (то есть вымышленного, несуществующего) универсального прибора динамической обработки, сочетающего в себе свойства денойзера, диэссера и очень корректно функционирующего лимитера.
И это по-настоящему круто! Хотя любителям выслушивать «шевеления волос в носу» у вокалиста такая интерпретация явно не понравится. Но, как по мне, это только в магазине прикольно смотреть ЖК-телевизор с выкрученными на 100% контрастностью и яркостью изображения. Причем, ровно 2 минуты. А потом всё – слёзки… Точно то же самое и с музыкой: избыточность – это болезненно…
Что еще интересного произошло?
Больше всего я переживал за спирали-антенки. Боялся, что из-за них существенно прибавится фон (или того хуже – возникнет какая-нибудь паразитная наводка).
А вот и хренушки! Фона не только не добавилось, но и собственный шум кассетной ленты я теперь почти не слышу! Его как будто булыжником придавило!
А вот на «булыжнике» остановимся поподробнее…
Сдается мне, что обилие демпфирующих материалов (в том числе дерева и камней) придало звуку не только «темный» окрас, избавило его от сибилянтов и резкости в пиках, но и субъективно «замедлило» звук, сделало его менее динамичным и подвижным.
Под тяжелым каменным ногтём оказались не только шумы и пики, но и динамическая легкость бытия звуков. Саунд «приземлился», стал густым и тягучим - как литол, выдавливаемый из тюбика…
Любишь медок – люби и холодок, как говориться…
Не исключаю, что в своих изысках я малость борщнул – передемпфировал аппарат.
То есть у такого вида апгрейда есть свои плюсы и минусы, и тут надо четко определиться – что тебе самому ближе как слушателю, какие изменения трактовать как положительные, а какие – наоборот…
Идеальный вариант – постепенный, пошаговый апгрейд с обязательной контрольной прослушкой результата после каждого внесения изменений. Но это требует недюжинного терпения, незамутненности восприятия и ясного понимания – зачем, для чего и т.д.
В целом же считаю результаты эксперимента любопытными – есть куда «копать» дальше!