Вложение:
01.JPG [ 76.36 КБ | Просмотров: 542 ]
Может показаться странным начинать сообщение фотографией с изображением грязных рук, но этим я хочу определить свой основной вид работ в этом проекте. Труд преимущественно будет ручным, причём, работы грязные - чистка, полировка, анодирование, шелкография. Пользуйся перчатками, можете сказать вы, но я редко защищаю руки, разве что, при некоторых химических процессах.
... ножа, однако, боялся. © Пу Сунлин
Некоторое время назад случилось так, что у меня в стойке образовалось немного места, плюс, неожиданно появилась некоторая сумма , которую нужно было оперативно потратить. Именно оперативность и повлияла на все описанные ниже события и заставила использовать в названии известную поговорку. Приобретением стал проигрыватель Pioneer PL-70II. Пара вертушек у меня была , решил , что к имеющимся с тонармами 9-ти и 10-ти дюймов необходим и 12-ти дюймовый. Фотографий на странице лота было много, но, похоже, продавец был парень опытный и проблемы были мастерски скрыты. Обнаружил их после получения посылки, но уже не расстроился, так как к этому моменту огорчила японская служба доставки. Принято ругать почту России, но у меня к ней претензий практически и не было, а уж в последние годы считаю её работу идеальной. Результат работы японских курьеров мне обозначил посредник, injapan, прислав фотографию полученного от владельца товара [ рис. 2 ]:
Вложение:
02.jpg [ 87.67 КБ | Просмотров: 542 ]
Видите трещину ? На страничке лота крышка была целой. Справедливости ради скажу, что продавец согласился на компенсацию в 50 дол. Временно трещину ограничил [ рис. 3 ], просверлив отверстие в конце, но проблему крышки придётся решать, пусть дефект и мало заметен – в закрытом состоянии тещина прячется за тонармом.
Вложение:
03.jpg [ 70.16 КБ | Просмотров: 542 ]
Распаковав посылку и мысленно поблагодарив в очередной раз посредника за упаковку, обнаружил, что фотографии на странице лота далеки от реального состояния товара - детали тонарма находились в довольно плачевном виде [ рис. 4 ]:
Вложение:
04.JPG [ 151.12 КБ | Просмотров: 542 ]
Примечательно, что коррозии подверглись только компоненты, изготовленные из материала, который позиционируется , как "нержавейка". Поверхность дюралевых частей была в приличном состоянии, что в очередной раз заставило задуматься о покрытии . Чем зарывают японцы поверхность для меня до сих пор является загадкой.
Возвращение первозданного вида работа типичная для устройств из Японии возрастом более 40 лет. Достаём ящичек со всякими растворителями и полировальными пастами , ставим диск и под музыку начинаем . Работу грязную, как вы понимаете.
Через пару-тройку дисков , заботливо переставляемых женой, получаем желаемое [ рис. 5 ]. Для сравнения контргайки, до и после чистки:
Вложение:
05.jpg [ 150.31 КБ | Просмотров: 542 ]
Да, наверное, Америку не открою, но самым неприятным моментом явилось удаление разлитого масла. Пионеровские вертушки этой серии имели масляный демпфер, может, кто-то и использует его в случае кривых пластинок, но обычно после пересылки аппарат измазан этой гадостью. Оттирается WD40. Я не планирую использовать это чудо, так как , во-первых, у меня нет таких пластинок, а, во-вторых, имеется вот такое устройство от Audio-technica [ рис. 6 ]:
Вложение:
06.jpg [ 170.68 КБ | Просмотров: 542 ]
Вторая неприятность неожиданной не стала, я к ней был готов, большинству владельцев пионеровских вертушек из линейки PL30-PL50-PL70 она известна. Речь идёт о провисе хвостовика [ рис. 7 ]:
Вложение:
07.JPG [ 108.87 КБ | Просмотров: 542 ]
Так как тонарм разобран, то будет логичным попытаться решить эту проблему ( а вот и повод вспомнить второй вариант названия сообщения - про покупку поросёнка) . Нижеследующее будет полезно прочитать тем, кто ещё эту неисправность не ликвидировал, боясь притрагиваться к тонарму, считая, что ремонт сложен. Сложность заключается только в аккуратной разборке/сборке тонарма, но надо сказать себе : ”сухи мои брюки” и взяться за инструмент. И желательно использовать фотоаппарат для сохранения состояния устройства на разных этапах , полагаю, что в эпоху смартОфонов этот прибор встречается чаще, чем приличная отвёртка.
Итак, в руках сборка из двух деталей [ рис. 8 ]:
Вложение:
08.JPG [ 114.36 КБ | Просмотров: 542 ]
Выкручиваем винт, сдёргиваем трубку ( с крупной резьбой ) и видим, что резиновая прокладка высохла, потеряв все свои свойства [ рис. 9 ]:
Вложение:
09.JPG [ 97 КБ | Просмотров: 542 ]
"Полагаю, это имеет значение" - закончил своё короткое выступление Ричард Фейнман. Великий физик , будучи приглашённым на заседание комиссии по поводу крушения Шаттла , буквально "между первой и второй" определил , что причиной трагедии была резиновая прокладка.
Очищаем детали от остатков резины и клея (прокладка у производителя была приклеена) и определяемся с размерами [ рис. 10 ] :
Вложение:
10.JPG [ 113 КБ | Просмотров: 542 ]
Теперь остаётся решить, чем заменить вышедшую из строя деталь.
Можно изготовить форму (из фторопласта, например) и отлить , используя различные современные материалы . Как альтернатива, вполне сойдёт такое решение – обернуть резиной ( толщиной 1 мм) штырь , приклеив её. Отличный материал для этого - вакуумная резина, она долговечна и хорошо держит форму. Я же решил искать готовую трубку, благо, размеры не экзотические, и использовал силиконовый кембрик [ рис. 11 ]:
Вложение:
11.jpg [ 66.45 КБ | Просмотров: 542 ]
Конечно, найдутся пуристы и станут утверждать, что необходимо применить материал с аналогичными оригиналу свойствами, но они неизвестны, поэтому я остановился на этом решении. И результат меня полностью удовлетворил [ рис. 12 ]:
Вложение:
12.jpg [ 166.68 КБ | Просмотров: 542 ]
Думаю, на мой век хватит. Эти трубки я использую на работе в качестве кембрика на силовых проводах (удобно, так как температуры довольно высокие) и на аппаратах, проработавших лет 6-7, следов усыхания трубки не заметно.
На этом "телодвижения" можно было и прекратить, и так поступили бы многие, но это не путь Овна - Овна не интересуют открытые ворота, не интересуют его и ворота на замке, ему подавай стену и как можно прочнее, именно поиск очередной проблемы, порой искусственно выдуманной, составляет смысл существования Овна, ибо отсутствие задачи означает или его смерть или кошмар окружающих - нет ничего ужаснее праздного Овна, в этом случае неизрасходованная энергия и безумная фантазия обрушится на живущих с ним и превратит их жизнь в ад. А кто сказал , что это жизнь? Прекрасно зная себя и понимая, что в данной момент никаких задач нет , помыв руки, решил немного модернизировать тонарм - я уже не первой свежести, многие простые действия вызывают проблемы, а с каждым годом ситуация усугубляется и может статься так, что даже смена головки станет непосильной задачей, поэтому все настройки должны быть облегчены. Получив аппарат , я был крайне удивлён, что у PL-70LII отсутствует узел настройки VTA, нет, высоту изменить можно, но делается это "на руках" , просто освобождается стойка, зажатая в цанге, и тонарм поднимается/опускается рукой , что удивительно - всё-таки эта вертушка верхняя в линейке. Думаю, пользователей больше устроило бы наличие механизма настройки, чем облагороженный шпоном корпус. Плюс, при подобном способе крепления существует вероятность испортить себе настроение, когда, забыв придержать рукой стойку тонарма , освобождается цанга и тонарм резко опускается . При этом можно убить иглу. Такого подвоха я не ожидал, но виноват сам, так как о PL70II ничего не читал, просто посмотрел фотографии и визуально сравнил с первой версией [ рис. 13.1 ], у которой имелась гайка с отверстиями и специальный ключ, освобождающий зажим, а увидев у второй версии ручку [ рис. 13.2 ], принял её за поворотную ручку устройства перемещения и, только получив аппарат, понял, что это другая версия манипулятора цангой, изящней, конечно, чем первая, но, как говориться, "вид сбоку".
Вложение:
13.jpg [ 211.78 КБ | Просмотров: 542 ]
Огорчил меня Пионер.... Но, успокоившись , подумал , может, это и к лучшему - сляпаю свой узел настройки, тонарм-то уже разобран и добавить дополнительные детали несложно. Уверен, что на руках довольно много пионеров PL30, PL50 и PL70, они привлекают внимание своим внешним видом и выпущено их было большое количество. Думаю, что есть владельцы этих аппаратов, которые желали бы иметь узел регулировки VTA , но не решались изготовить его самостоятельно. Причины этой нерешительности могут быть разные - кто-то боится притрагиваться к японской технике, кого-то останавливает отсутствие прототипа, поэтому я решил описать свой вариант, и описать как можно подробнее. Но необходимо сделать одно замечание. Я - не конструктор, во вкладыше к моему диплому курса "детали машин" нет, поэтому некоторые решения могут оказаться спорными. Хотя кое-какой опыт у меня имеется - в большинстве своих работ я использовал механические узлы и они выполняли возложенные на них функции. Да, конечно, механизмы были простые, но и узел установки VTA не бог весть что и его изготовление под силу дилетанту. Вспоминается анекдот:
" Беседуют два программиста.
Первый : Ваш код плох - громоздкие функции, безликие переменные, отсутствуют комментарии, требуется много памяти и тд.
Второй: Но моя программа работает, а ваша - нет.
"
Конструкция узла настройки VTA довольно проста:
Вложение:
14.jpg [ 152.41 КБ | Просмотров: 542 ]
Хомут-балка (так назовём эту деталь) крепится к стойке тонарма. На ней расположен регулировочный винт и линейный подшипник, в котором скользит направляющая. Вторая крупная деталь - базовое кольцо (опять-таки название условное). На этом кольце расположены опорный подшипник винта и направляющая. Естественно, что оси винта и направляющей должны быть параллельны, тогда при отпущенной цанге стойка тонарма перемещается свободно. Следует иметь ввиду, что тонарм довольно тяжёлый, поэтому направляющую я выбрал диаметром 6 мм.
Вложение:
15.jpg [ 59.15 КБ | Просмотров: 542 ]
Деталь несколько мудрёная и мой подручный токарь-фрезеровщик не взялся за её изготовление из-за отсутствия соответствующих приспособлений к нашему фрезерному станку. Лавочка, в которой я тружусь, арендует площади в одном из НИИ, что для любого самодельщика счастье. Я всегда работал на территории какого-нибудь института и считал, что это самый правильный выбор. В любом НИИ советского стиля можно найти людей , способных решить возникшую проблему, причём, любого вида. Так было и в этот раз - побегав по знакомым, получил наводку на подразделение с подходящим оборудованием, отнёс эскиз и через пару дней получил деталь [ рис. 16.1 ]. Сделал пазы для зажима линейного подшипника и винта, просверлил отверстия и получил окончательную деталь [ рис. 16.2 ].
Вложение:
16.jpg [ 103.11 КБ | Просмотров: 542 ]
Качество изготовления оставляет желать лучшего, но я к подобному привык, почти всегда требовалось приложить руки, чтобы убрать дефекты станочников. Немного времени, несколько кусков наждачной бумаги разной зернистости и результат получен. Теперь встал вопрос о защите поверхности. Вспомнил, что соседняя фирмочка занимается различными покрытиями, а с директором у меня дружественные отношения. Забежал, объяснил задачу и он обещал помочь. Хомут-балка покрыта катафорезным лаком, отличительной особенностью которого является тот факт, что он полимеризуется (термически) и поэтому устойчив к растворителям, что , согласитесь, практично.
Базовое кольцо [ рис. 17.1 ]:
Вложение:
17.jpg [ 136.25 КБ | Просмотров: 542 ]
Делается на токарном станке , поэтому качество изготовления значительно выше, и пользоваться шлифовальной машинкой практически не пришлось. Правда, и покрыть катафорезным лаком не получилось - габариты кольца превосходили максимально возможные для кюветы, где наносится лак. Защитил поверхность , проведя анодирование ( в домашних условиях), процесс описывал в этой теме. С нижней стороны приклеил тонкие прокладки [ рис. 17.2 ], они позволят избежать царапин на шпоне во время установки тонарма - поверхность после анодирования твёрдая . Для чего потребовалось это кольцо? Можно было , конечно, и направляющую и опорный подшипник установить на армбоарде, но я решил не вносить изменения в оригинальные детали тонарма, отсюда и это кольцо (внутренний диаметр сопряжён с наружным диаметром оригинального армбоарда) и съёмная хомут-балка , тогда при необходимости дополнительные детали демонтируются и вертушка приобретает исходный вид.
Наверное нужно упомянуть, что стоимость изготовления этих двух деталей оказалось неожиданно малой, я готов был расстаться с суммой в разы большей. А я ещё помню время, когда с "металлистами" рассчитывались самой твёрдой валютой - спиртом. Меня выручал отец, у него спирта было море, семья у нас была практически не потребляющая, так что я был всегда желанным гостем в опытных мастерских. Переход на расчёты в деньгах был неожиданным. Меня некоторое время не было в городе , вернулся в 91 году. Я был молод, энергичен , полон идей и, вернувшись обратно в институт, где "ковал щит Родины", в первую же неделю набросал с десяток эскизов и отнёс токарям-фрезеровщикам. На следующий день прихожу забирать детали, спрашиваю какой объём с меня и получаю ответ, ввёдший меня в ступор : " Андрюха, а зачем нам твой спирт? Деньги неси." В первый момент я принял ответ за шутку и переспросил. Железякины не шутили. Так я вступил в капитализм....
Винт, как и в случае с Jelco, я использовал от оптической подвижки. Есть у меня заветный ящик, подаренный школьным другом, он наполнил его в 90-е в гермозоне Физтеха [ рис. 18 ]:
Вложение:
18.jpg [ 125.75 КБ | Просмотров: 542 ]
Понимающие слово "гермозона" ужаснутся состоянием деталей , найденных в её помещениях, но это картинка к теме "Как убивали Империю", носящей политическую коннотацию, поэтому развивать её не следует.
На фото видно, что коррозии подверглись только пластины. В оригинале они шлифованные , чернёные, с поверхностной закалкой, а микрометрические винты отлично сохранились , что говорит о качестве покрытий .
Кстати, эта ржавчина мне подсказала, что выбор комплектующих для изготовления дополнительного узла верный - детали тонарма покрыты коррозией, а донор ржавчиной. Явно прослеживается связь . "Так это умных к умному, а меня к тебе".
Использование микрометрического винта , возможно, и избыточно, но выбор обусловлен наличием лимба, что удобно. Корпус "крутилки" состоит из двух частей : полированная основная область и матовый ободок, такое решение повторяет вид ручки антискейтинга [ рис. 19 ]:
Вложение:
19.jpg [ 159.5 КБ | Просмотров: 542 ]
Для полной гармонии я решил на ручку нанести надпись (vta adjusment) методом шелкографии. Казалось бы такая мелкая деталь, но она отняла уйму времени. Началось с того, что пришлось трижды ездить за плёнкой с фотовыводом. Первый раз ошибся с размерами, во второй отправил файл заказа, забыв подключить соответствующий шрифт. В третий раз барышни уже встречали словами: " А вот и наш пионер! " (файлы назывались pioneer_vta с индиксацией). Далее начались проблемы с нанесением самой надписи - поверхность для печати цилиндрическая, что , очевидно, усложняет процесс. Но в конце концов добился желаемого результата.
Опорный подшипник запрессовывал мой токарь
Вложение:
20.jpg [ 133.54 КБ | Просмотров: 542 ]
Процесс породил спор, я предлагал сначала запрессовать подшипник в бобышку, а потом уже запрессовывать ось. Коллега поступил наоборот [ рис. 20 ]. Спор вышел жаркий, но я настаивать не стал (хотя считаю, что прав, доказательство очевидное) - в конце концов делал он, а я только наблюдал.
Несколько неудобно ограничение в 20 фотографий на сообщение, приходится разбивать его на части. Может, имеет смысл подумать об ограничении не по количеству фото, а по их суммарному объёму ?
Часть вторая в следующем сообщении.