В мировом джазе много кубинских имен. Перкуссионисты, пианисты, духовики… А вот названий мало. По большому счету, только один кубинский ансамбль остался в джазовой истории: ансамбль
Irakere. Появившись в разгар эры фьюжн, он сумел добавить к многочисленным вариантам джаз-роковых смесей свой, с неповторимым кубинским колоритом, основанном на особенностях афро-кубинского джаза. Кубинский коктейль, сбитый Irakerе, пришелся по вкусу во всем мире.
Irakere - кубинский джаз-роковый коллектив организованный в 1973 году. Один из первых в своей стране. С языка йоруба , который распространён в Нигерии и Западной Африке это название можно перевести как «лес». Группу организовали музыкальный директор и композитор Армандо де Секира Ромеу (Armando de Sequeira Romeu) и пианист Чучо Вальдес (Chucho Valdés). Irakere никогда не была рок-группой в строгом значении этого слова, со стабильным составом и определяющим их творчество жанром. Скорее состояние этого объединения можно назвать творческой лабораторией, которая для своих выступлений и записи музыки привлекала огромное количество музыкантов.
Сами джаз-коллективы начали формироваться на Кубе ещё в 20-ых годах XX столетия. В свой репертуар они включали как традиционные кубинские произведения, так и американский джаз. Что интересно, традиция смешивания кубинских ритмов с джазом не была сильна в самой Кубе в течении многих десятилетий. По словам участника коллектива Леонардо Акосты (Leonardo Acosta): « Афро-кубинский джаз развивали одновременно как в Нью-Йорке так и Гаване, с той разницей, что на Кубе этот джаз был молчалив и почти не замечен местным населением».
Irakere - кубинский джаз-роковый коллектив организованный в 1973 году. Один из первых в своей стране. С языка йоруба , который распространён в Нигерии и Западной Африке это название можно перевести как «лес». Группу организовали музыкальный директор и композитор Армандо де Секира Ромеу (Armando de Sequeira Romeu) и пианист Чучо Вальдес (Chucho Valdés). Irakere никогда не была рок-группой в строгом значении этого слова, со стабильным составом и определяющим их творчество жанром. Скорее состояние этого объединения можно назвать творческой лабораторией, которая для своих выступлений и записи музыки привлекала огромное количество музыкантов.
Сами джаз-коллективы начали формироваться на Кубе ещё в 20-ых годах XX столетия. В свой репертуар они включали как традиционные кубинские произведения, так и американский джаз. Что интересно, традиция смешивания кубинских ритмов с джазом не была сильна в самой Кубе в течении многих десятилетий. По словам участника коллектива Леонардо Акосты (Leonardo Acosta): « Афро-кубинский джаз развивали одновременно как в Нью-Йорке так и Гаване, с той разницей, что на Кубе этот джаз был молчалив и почти не замечен местным населением».
Irakere всегда нёс отпечаток эклектичной группы. С самого начала группа продемонстрировала масштабы своего творчества, которое сочетало афро-кубинскую фольклорную музыку, кубинскую народную танцевальную музыку, фанк, джаз и даже классику. Ранние годы существования коллектива видели много экспериментов, по смешиванию различных жанров. С позиций сегодняшнего дня, некоторые из ранних экспериментов Irakere, может быть, звучат неловко и не совсем кстати. С другой стороны, некоторые ранние эксперименты группы образовали некие музыкальные ориентиры, благодаря которым, начались совершенно новые традиции. Например, альбом 1976 года ввел в обиход стиль под названием "Cubanized", это оригинальное воспроизведение бибопа, который базируются на основах кубинской народной музыки guajeo. Альбом «Chekere-son» является чрезвычайно интересным, в том плане, что он основан на легендарной композиции Чарли Паркера 1945 года под названием «Billie's Bounce» . Почти каждую музыкальную фразу из композиции Паркера можно найти в «Chekere-son», но все они перемешаны в очень умной и привлекательной форме. Другим важным вкладом Irakere является использование такого экзотического инструмента как batá и многих других ударных афро-кубинских инструментов. Композиция «Bacalao con pan» - первая вещь записанная Irakere , с использованием batá.
В 1977 Irakere появляется сразу на двух джазовых фестивалях, проводимых в странах « Восточного блока », а именно на Belgrade Jazz Festival и на Warsaw Jazz Jamboree. Группа имела возможность играть вместе с такими джазовыми исполнителями как Бетти Картер, Мэл Льюис и Тэд Джонс. В том же году несколько джазовых легенд, а в их числе и Диззи Гиллеспи , Стэн Гетц , и Эрл Хайнс поехали в Кубу в так называемый "джаз круиз". Это был первый раз, когда после большого перерыва в отношениях между Кубой и Соединенными Штатами, группа джазовых музыкантов из обеих стран были в состоянии играть вместе. В Гаване, члены Irakere имели счастье музицыровать с Гиллеспи и Гетцом. Гиллеспи позже сообщил прессе, что он выполнил давнее желание посетить остров, родину своего близкого друга и партнера Чано Посо (Chano Pozo) .
В 1980 году Irakere появились в Нью Йорке на Newport Jazz Festival и в Швейцарии на Montreux Jazz Festival. Columbia Records отредактировала их записи и соеденила их в альбом состоящий из пяти треков, записанных на двух фестивалях. Пластинка была названа «Irakere», и была выпущена на CBS Records (JC-35655) и EGREM (Areíto LD-3769). Альбом имел два комплекта буклетов, один был сделан за североамериканцем Джоном Сторм Робертсом (John Storm Roberts) , а другой кубинцем Леонардо Акостой.
Irakere выиграл Грэмми как лучшая латиноамериканская запись в 1979 году. После этого успеха, группа приняла участие в наиболее важных международных джазовых фестивалях.
В 1980-х годах Irakere записывали ритмичную танцевальную музыку в стиле Songo . Записанный в то время материал можно рассматривать как своего рода мост, соединяющий songo-эру с эрой стиля Timba , которая началась , позже, в начале 1990-х. Один из наиболее популярных танцевальных мелодий Irakere того времени является композиция «Rucu rucu a Santa Clara» (1985), написанная Хосе Луис Кортесом (José Luis Cortés "El Tosco,").
Пакито Д'Ривера переехал в США в 1980 году. Артуро Сандовал покинул группу через год, а затем тоже переехал в США, но уже в году 1990. Оба музыканта прокомментировали это так, что они наконец-то смогут играть вместе со своими героями на родине джаза. Что интересно, покидать родину типично для кубинских джазовых музыкантов.
Шло время, Д’Ривьера начал оглядываясь назад, и получил глубокое удовлетворение в связи с тем, что стал снова исполнять афро-кубинский джаз. В 1994 году он заявил, что он снова влюбился в кубинскую музыку, но уже на берегах Гудзона. После того, как он покинул Кубу, Д'Ривера записал несколько альбомов с кубинскими темами La Habana-Rio Conexión (1992), 40 Years of Cuban Jam Session (1994), Habanera Absolute Ensemble (1999) и Tropicana Nights (1999). Сандоваль, которому когда-то на родине грозило тюремное заключение за исполнение американского джаза на радио, записывает теперь джазовые альбомы с сильным кубинским влиянием. Чучо Вальдес, также проводит успешную карьеру джазового музыканта, делая записи на престижном лейбле Blue Note.
Да и Irakere, кажется порой, не прекращал своей деятельности. До сих пор переиздаются старые диски ансамбля, выходят новые альбомы – компиляции, мелодии Irakere звучат в танцклубах и в концертных залах, используются в кино и компьютерных играх. Ансамбль этот тоже стал классикой, классикой афро-кубинского джаза. По нему равняются музыканты в разных странах мира, играющие эту магически притягательную музыку, корни которой соединили Африку, Америку и Европу.