Брайан Бромберг (Brian Bromberg) СШАОчень разноплановая музыка, на любой вкус и цвет, практически во всех стилях, не широко известен и популярен но гениальный музыкант!!!5 декабря в 1960г.р.
В каждом поколении джазовых музыкантов есть герои-суперзвезды, есть "третий эшелон" – крепкие середнячки, и есть "второй эшелон" – те, кто ничуть не хуже "героев" по набору идей или по качеству игры, но либо не сделали решающего усилия для попадания эшелоном выше, либо просто обстоятельства не позволили туда попасть. Типичный пример – басист Брайан Бромберг. Джазовый критик Скотт Яноу называет его "одним из самых недооцененных басистов в джазе". Яноу, разумеется, прав.
Бромберга называют уникальным музыкантом с точки зрения техники. Действительно, сегодня Бромберг – один из немногих, играющих тэппингом на контрабасе. Однако, несмотря на талант и оцененность среди коллег-джазменов, Бромберг так никогда и не стал настоящим 'супергероем' джаза. Так, ни один из выпущенных им альбомов, а их вышло множество, не попал в поле зрения широких масс. Как бы ни было, Бромберг был и остается уникальным джазовым исполнителем, обладающим по-настоящему фантастической техникой.
Уникальность Бромберга не только в технике игры как таковой. Он, пожалуй, один из немногих басистов, не просто играющих на обеих разновидностях баса – акустическом контрабасе и электрической бас-гитаре, – но и владеющий обеими разновидностями в совершенстве.
Вырос Брайан в еврейской артистической семье, его отец и старший брат играли на барабанах. Это определило выбор инструмента. Мальчиком Брайан выстукивал ритмы, где ни попадя, когда немного подрос – занялся музыкой серьезно, а уже в 13 лет начал выступать как профессиональный барабанщик.
В школе юный Брайан пробовал играть на виолончели, считая этот инструмент самым удобным для исполнителя. Вскоре руководитель школьного ансамбля предложил ему попробовать силы в роли контрабасиста, и этот момент переменил всю дальнейшую жизнь мальчика. Ритмичность барабанов и мелодичность струнного инструмента оказались тем, чего Брайан хотел от музыки. С 14 до 18 лет он упорно репетировал, осваивая контрабас, и достиг в этом поразительных результатов. Он всецело посвятил себя музыке, тратя на репетиции всё свободное время, и через некоторое время стал выступать на публике при каждом удобном случае. Часто Бромберг играл по семь вечеров в неделю в составе разных местных ансамблей.
"Я начал учиться на акустическом басу, – рассказывал Брайан. – Потом, когда уже играл профессионально, самостоятельно выучился играть на бас-гитаре. Меня очень привлекала возможность извлекать на ней всякие дополнительные звуки и призвуки, я сам разработал всякие новые техники – они напоминают тэппинг, как у Стэнли Джордана, но это моя собственная техника. Потом я решил перенести эти техники на контрабас. Это трудно, потому что гриф там при игре располагается не наискосок или горизонтально, как у электрического инструмента, а практически вертикально. А мне было нужно легкое взаимодействие пальцев обеих рук на грифе. Тем не менее, я добился этого, стал играть такой техникой на акустическом басу. Естественно, из-за особенностей инструмента техника несколько видоизменилась, и уже видоизмененную, я перенес ее опять на электробас. Это своего рода замкнутый круг".
Брайан творит чудеса этой техникой игры: пожалуй, он сейчас один из немногих, если не единственный басист, который может эффективно играть тэппингом на контрабасе, при этом используя тэппинг не как "фишку" – точнее, не просто как "фишку", а как вполне полноценное выразительное средство под его пальцами, равноправное с традиционной пальцевой и даже смычковой техникой. Улыбаясь, он рассказывает, что самое его необычное выступление с контрабасом состоялось в Сиэтле, где он был приглашен исполнить гимн США на стадионе перед началом баскетбольного матча. "Я играл гимн на контрабасе соло, смотрел на все эти тысячи людей, которые, положив руку на грудь, стояли на трибунах, и думал: господи Боже, что я делаю?" Улыбается он нечасто. Невысокий, худой, Брайан производит впечатление суховатого и даже мрачноватого человека. Рассказывает о том, что горд культурой своего народа (он еврей), но при этом носит рыжие ковбойские сапоги за 500 долларов, замшевые коричневые ковбойские джинсы и ковбойскую рыжую рубашку – только ковбойской шляпы не хватает.
У него три разных электрических инструмента, акустический контрабас и два рэка всяких электронных устройств – один ростом с него самого, другой – по пояс. Брайан часто играет соло, причем не только на контрабасе, но и на бас-гитаре (впрочем, на этот последний случай он всегда возит с собой CD, на который сведены его любимые треки с сольных альбомов "минус один" – без партии бас-гитары). Он ставит диск в карманный CD-плейер, подключает его к своему усилителю и начинает играть вместе со своим "ансамблем". "На барабанах – мой брат Дейв, на клавишных – Джо Сэмпл, – объясняет он. – Все остальное – я. Нет, это не гитара, это все мои бас-гитары".
Справедливости ради надо отметить, что в таком составе записаны только два из восьми его сольных альбомов. На остальных масса отличных приглашенных музыкантов, включая саксофонистов Эрни Уоттса, Дуга Уэбба и даже трубача Фредди Хаббарда. Пожалуй, самые заметные альбомы – акустический "It's About Time" 1991 года и электрический "You Know That Feeling", посвященный памяти барабанщика Хоуарда Бромберга – отца Брайана.
"Отец умер через неделю после того, как я приступил к продюсированию этого альбома, – говорит Брайан. – Но делать было нечего, сроки поджимали, я должен был работать. Я попытался выразить чувства, которые владели мной тогда, в композиции, которую теперь считаю лучшим, что я написал, – "I Feel Asleep A Child And Woke Up A Man" ("Заснул ребенком, проснулся мужчиной")..."
Брайан действительно записывает все струнные партии сам. Помимо обычной четырехструнной бас-гитары, он использует еще два четырехструнных электрических инструмента: один – с нейлоновыми струнами и пьезоэлектрическим звукоснимателем, строящий на октаву выше бас-гитары, второй – пикколо-бас с тонкими металлическими струнами, строящий еще на четверть октавы выше (то есть от "до"). Оба он использует с MIDI, заставляя их звучать, то как электрогитару, то как орган, то как рояль. "Пальцы совершают те же движения, что и при игре на бас-гитаре, – объясняет он. – То есть не нужно овладевать никакой другой техникой игры – играя как басист, вы можете звучать, как целый оркестр". Опять редкая улыбка: "Если вы придете наниматься в группу с такой вот штуковиной, вас, конечно, не возьмут. Вот почему я записываю сольные альбомы: никто не может меня уволить". Опять посерьезнев, Брайан извергает из пикколо-баса поток нот, сыгранных тембром засурдиненной трубы. "Звучит, как Майлс Дэвис, верно? Очень забавно использовать все эти звуки, но самое главное – использовать их музыкально, то есть, чтобы это шло на пользу музыке, а не просто гремело, как фейерверк. Это безумные вещи, но это доставляет удовольствие мне и слушателям, и это – вызов мне как музыканту, так что это очень интересно, а главное – никому не вредит".
Брайан вновь берет в руки обычную бас-гитару. Обычную? Ну, нет. Это ручной работы инструмент с активной электроникой, которую Брайан вделывал сам. "Я поменял здесь всю электронику, потому что там обычно стоят дешевые плохие детали. Нельзя удивляться, что ты пишешь бас-гитару через пульт за миллион долларов, а получается... дхррррр! – отвратительный звук, если у тебя в инструменте внутри стоят транзисторы за шесть долларов. Я поменял все это на вручную сделанную схему и теперь пишу бас прямо на ленту, без всякого пульта – получается ясный, мощный, чистый звук".
Сам он не жалуется на то, что ему не везет: это мнение критиков, искренне желающих ему более успешной карьеры. Но Брайан не особенно переживает от того, что вышедшие альбомы некому раскручивать, потому что обанкротились выпустившие их фирмы. Он продолжает играть. С тех пор как он, тогда 19-летний, записался и съездил в турне со Стэном Гетцем, его услугами как сессионного контрабасиста пользовались Хорас Сильвер, Диззи Гиллеспи, Монти Александер, Фредди Хаббард, а как бас-гитариста – Ли Ритенур, Дейв Грузин, Ричи Коул.
Брайан Бромберг был приглашен для записи саундтреков к таким фильмам, как "The Exterminator", "The Fabulous Baker Boys", "Hope Floats", "Housesitter", "Havana", "The Preacher’s Wife", "Guilty By Suspicion", "Absolute Beginners", "Fat Albert", "The Recruit", и многим другим.
Известно, что Брайан одновременно выступает исполнителем, композитором и продюсером своих альбомов. Среди его записей – «Bass Freak Out» (2004), «Downright Upright» (2007), «Wood» (2002) и «Wood II» (2006), «Compared To That» (2012). Последний по времени альбом Бромберга – «Smile» (2013).
Сам музыкант вовсе не жалуется на свои не слишком успешные коммерчески пластинки – он просто играет свою музыку, играет тем, кто хочет и умеет ее слушать. Спрос на него есть всегда, и он уверен: "
если человек играет честно, играет то, что думает, его всегда будут слушать". Даже если недооценивают.