Согласно грамматике английского языка, где первое слово является определением по отношению ко второму, термин «джаз-рок» переводится как «джазовый рок». Так что, появление первых джаз-рок ансамблей означало расширение сферы рок-культуры, но не джаза. Джаз-рок стал частью рок-музыки, а первые его звезды попали на страницы рок энциклопедий, словарей и справочников. В то время критики сошлись на мнении, что группа “Chicago” состоит из рок-музыкантов, пытающихся играть джаз, а “Blood, Sweat & Tears” – наоборот – из джазменов, примкнувших к рок-музыке. Необходимо напомнить, что РОК в США с самого начала считался музыкой белых. Поэтому первый имидж стиля джаз-рок был таков – “белая рок-группа с секцией духовых инструментов”.
Помимо этих двух групп тогда же заявили о себе немало ансамблей, исполнявших новый вид импровизационной инструментальной музыки на электронных инструментах и использовавших новые ритмы и гармонии. Надо отметить, что в Америке, подверженной колоссальному напору со стороны английских рок-групп, стало назревать желание дать отпор «Британскому вторжению» и сумасшествию «битломании». Молодой чикагский блюзмен Майк Блумфилд (Michael Bloomfield) создает “Electric Flag” блюз-рок группу с секцией духовых, декларируя при этом, что они будут проповедовать истинно американскую музыку. Так что ранний джаз-рок имел под собой определенную идеологическую подоплеку.
Нельзя на вспомнить один из ярких ансамблей того времени - “Chase”, созданный трубачом Биллом Чейзом (Bill Chase), трагически погибшим в августе 1974 года. Многие новые коллективы, которые можно с разной степенью точности отнести к ранним проявлениям джаз-рока, состояли из молодых музыкантов, прямого отношения к джазу до этого не имевших. Барабанщик супер-группы «The Cream” Джинджер Бэйкер (Ginger Baker) после ее распада создал свой «Air Force Band”. Появились группы, где молодые джазмены играли вместе с рок-музыкантами. Например – “Soft Machine”, “Colosseum”, “The Flock”, “Emerson, Lake & Palmer”, “If”, “Electric Flag”. Известные рок-музыкаты принимают активное участие в записях нового типа: Джеф Бек (Jeff Beck) из “Yardbirds” записывается Яном Хаммером (Ian Hammer) и Стенли Кларком (Stanley Clarke), Джек Брюс (Jack Bruce) из “Cream” становится участником “The Tony Williams Lifetime” барабанщика Тони Уильямса, несколько позднее барабанщик рок-группы “Genesis“ Фил Коллинз (Phil Collins) стал членом ансамбля “Brand X” и аккомпанирует Элу Ди Меола (Al Di Meola), гитарист группы “Deep Purple” Томми Болин (Tommy Bolin) записывается на диске “Spectrum” с выдающимся джаз-рок барабанщиком Билли Кабэмом (Billy Cobham) и сам привлекает известных джаз-рок исполнителей для записи своих сольных пластинок. В поисках нового объединялись все, кто не был зациклен на одной манере игры, на одном стиле.
Лишь немногие джазмены заметили в раннем джаз-роке ростки нового, залог того, что джаз может продолжать развиваться дальше как искусство самостоятельное, массовое, имеющее коммерческий успех. И наиболее влиятельным среди них был Майлз Дэйвис (Miles Davis). Для записи своих первых проектов (таких как “In a Silent Way”, “Bitches Brew” или “Filles De Killimandjaro”) oн собрал коллектив из тех, кто впоследствии, покинув его, создали не просто свои ансамбли, а свои направления в новом жанре, который сперва назывался как джаз-рок, но потом получил название «фьюжн» (fusion), что означает «сплав». Этими людьми были: Joe Zawinul и Wayne Shorter (создавшие в 1971 году группу “Weather Report”), John McLaughlin (“Mahavishnu Orchestra”), Chick Corea (“Return to Forever”), Herbie Hancock (“Mwandishi”), Tony Williams (“Lifetime”). Их соратники, виртуозы-исполнители, такие как, Stanley Clarke, Jaco Pastorius, Billy Cobham, Lenny White, Jean-Luсk Ponty, George Duke, Keith Jarrett, Al Di Meola, John Scofield и другие стали пионерами этого стиля в своих областях, придумав новые способы игры на своих инструментах, введя в джаз новые технологии, осовременив его.
----------------- Древняя китайская мудрость гласит: «НИ СЫ», что означает: «Будь безмятежен, словно цветок лотоса у подножия храма истины»
|