Развитие портативной техники идет семимильными шагами. Индустрия регулярно балует нас новинками – чуть ли не ежемесячно презентуются новые модели портативных плееров, донглов, цапоусей и, конечно же, внутриканальных наушников для них. Десятки производителей, сотни моделей – от самых ширпотребных (за пачку сухарей) до премиальных, люксовых моделей за несколько сотен тысяч рублей. Утонуть в этом разливанном море наушников немудрено – каких только реализаций IEM не существует! По способу звукоизвлечения наушники можно поделить на динамические, арматурные, планарные и электростатические. По количеству излучателей разделяют на однодрайверные, многодрайверные и гибридные (сочетающих в себе различные типы излучателей).
Голова может пойти кругом от такого многобразия. Ну, а китайские производители в нише IEM, кажется, на сегодняшний день лидируют уже безоговорочно (по ассортименту предлагаемых моделей – уж точно).
Эта тема предназначена для обмена опытом использования подобных наушников.
Начну первым, и по мере возможностей, буду брать на пробу и обозревать различные модельки с Алиэкспресс. Затянула меня тема портатива, любопытство гложет, потому и хочется на себе прочувствовать всю многогранность этой аудио субвселенной…
Ладно, начнем потихоньку…
«ПЛЕНЁННЫЕ ПЛАНАРОМ»
Наушники: KZ PR3Это уже третья версия в серии PR - магнито-планарных (изодинамических) наушников от компании
Knowledge Zenith (KZ). Данная модель – пожалуй, один из самых доступных входных билетов в мир планарного звука. Лет пять-шесть назад мы о таком и мечтать не могли. Шутка ли – настоящие изодинамы за три тысячи рублей! Особенно поражает сие на фоне стоимости полноразмерных планаров (конечно, теперь существуют и относительно доступные, но в целом тенденция ясна – никогда хорошая изодинамика дешево не стоила).
Давайте познакомимся с ними поближе…
КОМПЛЕКТАЦИЯПоставляются наушники в довольно скромной, аскетичной коробочке без излишеств.
Вложение:
1.jpg [ 312.5 КБ | Просмотров: 3162 ]
Обвязка также весьма скромна: провод выдан «на сдачу» (его сразу можно отправить в мусорное ведро, он годится разве что для проверки наушников на работоспособность) и амбушюры, тоже далекие от выдающихся потребительских качеств.
Вложение:
2.jpg [ 323.08 КБ | Просмотров: 3162 ]
Пенки – отправляем туда же (вообще не понимаю, кто ими пользуется вообще?). Силиконовые лучше тоже заменить на что-то более дорогое и приличное (это существенно скажется на звуке, но тут я уже забегаю вперед). Хотя, на первое время можно и оставить, чтобы потом оценить на контрасте все изменения. Силикон в родных амбушках несколько суховат, и не цепкий – они неважно держатся в ушных каналах, а потому не обеспечивают стабильность посадки, из-за чего страдает восприятие баса, и не только.
Вложение:
3.jpg [ 387.46 КБ | Просмотров: 3162 ]
Вообще, хорошие амбушюры – это архи важно для IEM. Не бойтесь экспериментировать, и не скупитесь доплачивать за достойные насадки – это поможет нивелировать многие минусы, и подчеркнет плюсы звучания любых внутриканалок.
Родной ноунэйм провод я сразу заменил на 16-жильный медный TRN, а вместо стоковых амбушюр впоследствии поставил конусные Easytips ET100, от компании Whizzer.
Вложение:
4.jpg [ 309.15 КБ | Просмотров: 3162 ]
Вложение:
5.jpg [ 356.55 КБ | Просмотров: 3162 ]
ВНЕШНИЙ ВИД \ КОНСТРУКЦИЯ \ ХАРАКТЕРИСТИКИНаушники выглядят стильно, строго, без вычурности. Основной корпус (со стороны звуковода) выполнен из прозрачной полимерной смолы, сквозь которую видна решетка изодинамического излучателя (заявленный диаметр мембраны – 13,2 мм). Здесь же находится компенсационное отверстие, выполненное в виде тонкой металлической трубочки, вживленной в тело наушников.
Вложение:
6.jpg [ 315.13 КБ | Просмотров: 3162 ]
Вложение:
7.jpg [ 365.26 КБ | Просмотров: 3162 ]
Внешняя сторона (или так называемый «фэйсплэйт») – выполнена в виде декоративной решетки из хорошо металлизированной пластмассы, которая крепится тремя миниатюрными болтами под ключ-торкс («звездочка»).
Вложение:
8.jpg [ 288.58 КБ | Просмотров: 3162 ]
Все решетки на изделии – именно декоративные, звук они не пропускают. Так что конструкцию наушников можно считать практически полностью закрытой.
Модель нельзя назвать миниатюрной, поэтому посадка в ушную раковину не глубокая. Но проблем при ношении у меня лично это не вызвало.
Подключаются наушники проводом, имеющим 2-х пиновый вилочный разъем (0,75 мм) с колпачком под бортик. Обратите внимание, что 2-х пиновые разъемы на других моделях наушников могут иметь не только разное расстояние между коннекторами, но и иную конструкцию посадки под выступы (бортики) или иметь подключение встык к корпусу. Это важно учитывать при подборе альтернативного кабеля.
Полоса воспроизведения: 20-40000 Гц
Чувствительность: 98 дБ/мВт
Импеданс: 15 Ом
Вес пары наушников (без амбушюр): 14,35 г
ПРОГРЕВ / ОБКАТКАKZ PR3 требуется тщательный прогон в течение 4-5 дней, на средней громкости или чуть выше среднего, чтобы угомонить те «истерику» и «ор», к которым склонны наши герои «на холодную», прямо из коробки. Они и так от рождения кривые, словно турецкая сабля, а до прогрева - просто воплощение адовых воплей, рвущихся из недр земли-матушки. «Сырыми» их лучше даже не пробовать – чревато (у меня после двух минут прослушивания отекли слуховые каналы, без шуток).
Постепенно звучание стабилизируется, и для полного наслаждения требуется только тщательно подобрать амбушюры и подходящий источник.
ЗВУЧАНИЕНесмотря на бюджетность, в плане детализации эти наушники уложат на лопатки многие динамические модели, стоимостью в несколько раз выше. Причем, легко.
Справедливости ради надо отметить, что тут есть и настоящее разрешение (в силу технологии), так и псевдодетальность (в виду кривизны АЧХ).
Разделение планов – великолепное. Прямо воочию ощущаешь, как одни инструменты «отслаиваются» от других. Сцена естественной ширины. Глубина практически отсутствует. Но тоже самое я могу сказать и про 99% всех наушников – почти не случалось со мной такого, чтобы они формировали сцену, как акустические системы, с выходом за пределы. Конечно, отдельные звуки могут «прилетать» со стороны, но какого-то стабильного эшелонирования вне головы я не ощущаю, а больше домысливаю предполагаемый объем. Но это уже чисто особенности моего мозга и восприятия звука, у кого-то всё будет совершенно по-другому.
Бас очень быстрый и хлесткий, с хорошими атаками и затуханиями (чем то по характеру напоминающий бас электростатов, и по качеству почти вплотную к ним подбирающийся). Ему, разве что, не хватает ощущения «массы». Впрочем, как мне кажется, «масса» - это вообще не фишка планаров (да и электростатов тоже), в принципе.
В целом, модель больше склонна к точности и аналитике, нежели к теплоте и музыкальности. Но это их совершенно не портит, и не делает из них скучно-мониторную приблуду. Наоборот, музыку на них слушать очень интересно. Причем, разную музыку, вне жанровых ограничений. А пик на верхней середине придает еще больше контрастности и экспрессии инструментальным партиям, заставляя слушателя изумленно подергивать бровями. Досадные моменты могут случиться на женском, близко записанном вокале – есть шансы нарваться на сибилянты. Но и этих неприятностей можно избежать путем подбора источника.
СОЧЕТАНИЕ С ИСТОЧНИКАМИВот тут зарыта главная и самая жирная собака. Далеко не с каждым плеером эта модель может показать свой настоящий класс. Прямо скажем: из пяти имеющихся плееров разных ценовых категорий, только с одним образовалась по-настоящему гармоничная связка, которая устроила меня по всем параметрам. Например, Cowon C2 слишком мал и слаб, чтобы железной рукой править и довлеть над такой непокорной нагрузкой, как планары. Colorfly C4 Pro, напротив, недостатка в мощности не имеет (он «порвёт» кого угодно), но слишком своенравный, яркий и харизматичный по звуку, что совершенно не в кассу с такими наушниками. Словно анаконда и лев в одной клетке – горе хозяину зоопарка.
А вот с Fiio X5III герои обзора сдружились на славу. С одной стороны, плееру хватает контроля на техничных, быстрых жанрах, с другой – он певучий, со слегка «скруглёнными» краями диапазона, что в сочетании дает более комфортный саунд, без «пилорам» и прочих мозговыносов.
РЕКОМЕНДАЦИИКому можно порекомендовать такие наушники?
В первую очередь, желающим попробовать планарный звук за недорого. Но надо понимать, что данная модель – лишь хороший пробник настоящих, «больших» планаров. Да и с теми не всегда всё замечательно, судя по стороннему опыту. Например, многие модели в линейке от HiFiMan, в ценовой категории до 50 тысяч рублей, так же склонны к некоторой яркости. Лишних иллюзий тут лучше не питать.
Во-вторую очередь, аудиофильствующим энтузиастам, которых не остановит необходимость тщательного подбора всей обвязки и формирования органично играющей порто-системы.
Кому не стоит брать KZ PR3?
Естественно, хроническим ВЧ-фобам. Если переход к яркому звуку для вас ощутимо болезненен, а менять свои «тональные привычки» (даже временно) не с руки, то эта модель точно не для вас.
Басхэдам, скорее всего, не зайдет количество баса, невзирая на его великолепную скорость и атаку.
С осторожностью следует подходить неопытным в хэдфайных делах новичкам и «незамороченным» меломанам (но при этом алчущих «попадания в яблочко» с наскока). Если в хозяйстве нет хотя бы нескольких портативных устройств с различными вариантами чипов, типами подачи, разнообразием усилительной части и т.д., то такая покупка – всегда некоторый риск. Не случится вожделенной синергии – и привет, мучайся потом. Впрочем, «Авито» как выход из ситуации, тоже никто не отменял, да и финансовые потери будут невелики…