Скопировано и переведено с Аудиокармы. Из серии "Их нравы"
Хэмиш Робертсон заслуживает всех посмертных почестей и признания (о которых продолжают писать и говорить по сей день) за свой вклад в сообщество Hi-Fi и энтузиастов по всему миру; его «печально известный» проигрыватель Ariston RD11 и связанная с ним история начались в конце 1960-х и продолжаются по сей день.
Возможно, уместно, что сегодня золотой юбилей проигрывателя Linn LP12 Sondek, потому что сейчас самое время рассказать правду об истинной истории Ariston и его создателе.
Хэмиш был единственным ребёнком Александрины и Уильяма Робертсонов. Они поженились поздно, поэтому Хэмиш был для них своего рода «чудо-ребёнком», которого они обожали и баловали. Он родился 27 мая 1937 года в квартире родителей в Маунт-Флорида, в южной части Глазго, и учился в начальной школе Маунт-Флорида до экзамена Eleven Plus. Хотя он выиграл стипендию в частной гимназии Хатчесона, родители решили, что ему лучше учиться в местной средней школе Куинс-Парк.
В то же время, его будущая жена училась в тех же школах и вышла замуж за Хэмиша в 1960 году.
Когда Хэмишу исполнилось четырнадцать, его родителей вызвали в школу. Они боялись, что это может быть причиной, встретились с его учителями и сказали, что Хэмиш настолько умён, что ему следует рано бросить школу и поступить в университет. По их профессиональному опыту и единодушному мнению, Хэмиш был гением и обладал большими знаниями, чем они! Естественно, они гордились Хэмишем и хотели, чтобы он преуспел в жизни, поэтому он подал заявление в Школу искусств Глазго и был принят, но Хэмиш посчитал его учёбу скучной, поэтому он проучился всего несколько месяцев. Следующим его начинанием стало получение степени по электронной инженерии в сочетании с ученичеством в PYE. Он любил всё, что связано с механикой и электричеством, поэтому в течение следующих нескольких лет он делал телевизоры и проигрыватели «Black Box» со встроенным усилителем, которыми славилась компания PYE. (Его подарком на 21-й день рождения Дорин Макфарлейн, его невесте, был именной «Black Box», который он построил специально для неё, а чтобы завоевать расположение будущих родственников, он подарил им телевизор PYE).
Хэмиш несколько лет проработал в PYE и EMI, оттачивая свои врождённые навыки, а затем решил работать на себя. В 1967 году хороший друг Хэмиша, Алан (Джонстон), предложил название «Thermac» для новой компании. Целью было передать суть бизнеса и то, что Хэмиш был шотландцем. Сарафанное радио и реклама в ежемесячных журналах Hi-fi News and Reviews помогли расширить клиентскую базу Хэмиша, и вскоре он действительно стал очень занят.
С 1967 по 1970/71 годы Thermac процветал: Хэмиш работал из дома, в большой квартире на первом этаже с видом на парк Квинс в Лэнгсайде, и занимал три комнаты, одну как кабинет/офис, одну как мастерскую, полную паяльного оборудования и барабанов со всеми толщинами электрических проводов и, наконец, гостиную, великолепную двумя концертными роялями, по одному в каждом конце огромного жилого пространства; обычную мебель для гостиной и буфет он переделал в соответствии со своими требованиями для легкого подключения звукового оборудования (основная часть его электронного бизнеса) к динамикам, которые он спроектировал и построил, и они стояли высотой пять футов по бокам, и соответствовали тиковому шпону буфета; местный столяр поставил корпуса, а Хэмиш сделал все остальное.
Семья Хэмиша была полной: его жена Дорин и три дочери, Джейн, Сьюзен и Мэнди; Бизнес процветал, и сарафанное радио (и реклама в различных СМИ) о прослушивании музыки дома привело к тому, что он решил собрать собственный проигрыватель, который в конечном итоге должен был дополнить его колонки, изготавливаемые по заказу и спецификации, когда это требовалось. Он назвал их «SR90» и залил каждый корпус толстым слоем бетона перед сборкой внутренних компонентов. Из-за веса готовой колонки она была установлена на четыре латунных ролика, которые оставались незаметными для покупателя.
Однажды местный владелец бизнеса, заинтересованный в покупке Hi-Fi оборудования, посетил Хэмиша и был настолько впечатлен качеством музыкальной системы (ленточный проигрыватель Revox, усилитель «Cambridge Audio» и колонки Хэмиша «SR90»), что спросил, может ли он взять с собой сына в следующий раз. Хэмиш любил публику (единственный ребенок в его душе), и ему очень понравилось встретиться с Яном Тифенбруином и показать ему прототип своего проигрывателя, который все еще находился на ранней стадии разработки, поэтому он согласился... На дворе был 1969 год, и Айвору было двадцать три года.
Два года спустя, в конце января 1971 года, компания Яна Castle Precision Engineering начала изготавливать большую часть металлических деталей, необходимых Хэмишу для его проигрывателя. Первый заказ на сорок полных единиц был оформлен компанией Thermac/Hamish; однако, примерно через семь месяцев, 31 августа, было поставлено всего шесть. Заказ был выполнен только в июне следующего года. Главным преимуществом Ariston RD11 была плавность вращения диска, практически без грохота. Это «изобретение» было основано на игрушечном гироскопе – одноточечном подшипнике, погруженном в заполненную маслом центральную камеру, вращающуюся под действием центробежной силы. Для того чтобы довести производство до стадии производства, потребовалось провести множество исследований и разработок, и, будучи перфекционистом, Хэмиш сначала проконсультировался с коллегой из Glacier Metals по поводу использования одноточечного подшипника, а затем изложил свою теорию инженеру из Национальной инженерной лаборатории.
В августе того же года Хэмиш получил шесть проигрывателей от Castle Precision. В сентябре он посетил Harrogate Hi-fi Trade Festival и представил проигрыватель Ariston RD11 и «соответствующие» колонки широкой публике, вернувшись домой с многочисленными заказами! Затем он продал квартиру в Лэнгсайде, купил прекрасную виллу в Гиффноке и переименовал свою компанию в Ariston Audio (название, опять же, придумал Алан: «Греческий Бог» и т.д.), после чего началось полноценное производство RD11.
Исследования и разработка RD11 включали множество аспектов, и, хотя Castle Precision изготавливала металлические детали, Хэмиш размещал заказы на изготовление цоколей, крышек, накладок, петель, моторов и всего остального, что требовалось для готового продукта, у других компаний. Эстетика была для него не менее важна, а он был перфекционистом!
Он также назначил Колина и Джанет Уокер «агентами по продажам», поскольку они были хорошо известны в мире Hi-Fi, а маркетинг имел решающее значение для успеха RD11.
Компания Castle Precision была полностью готова к массовому производству только в мае 1972 года, что совсем не соответствовало ожиданиям Хэмиша, поэтому он решил собрать следующие сорок устройств самостоятельно. Однако Касл отложил поставку комплектующих до следующего месяца. Несмотря на это, проигрыватели были собраны и отправлены из «Чатсуорта» (дома Гиффнока), и отношения с Яном и Айвором начали ухудшаться; настолько, что Хэмиш отказался оплачивать часть счёта, а Ян отказался поставлять дальнейшие устройства.
Появляется Питер Данлоп; снова бизнесмен, желающий приобрести качественную звуковую систему… Хэмиш обсуждает свою дилемму, связанную с прецизионно изготовленными компонентами, и Питер, владелец Dunlop Westayre, фабрики прецизионных листовых металлов, предложил изготовить необходимые Хэмишу детали. Так была основана компания Ariston Audio Ltd с Хэмишем в качестве директора, и Линн начал свою «раскрутку» (иронично) на истоки предполагаемого изобретения Айвора – двойника проигрывателя, который Касл тайно копировал с тех пор, как Хэмиш предоставил им свой дизайн (такой наивный) и спецификации так рано. Он даже передал Джен свой эскиз идеи одноточечного подшипника.
Понятно, что Питер не мог поверить в дерзость Castle/Linn, ведь именно с таким проигрывателем, который они так расхваливали, Хэмиш и пришёл к нему за стол переговоров. Поэтому он посетил Касла и, к счастью, сделал полароидные снимки сборочной линии, засняв, как «срезаются» этикетки RD11 и как меняются платы Arm с Ariston на Linn. Он также совершенно отчётливо видел инициалы Хэмиша WJR на этикетках результатов осмотра. И зачем Хэмишу было подписывать окончательную проверку собранных проигрывателей, если он к этому не имел никакого отношения?!
Хэмиш проработал на Питера год, а затем ушёл, чтобы основать новую компанию Fergus Fons (да, Алан придумал и это название!). Он спроектировал и изготовил новый трёхскоростной проигрыватель Fons CQ30. Ariston Audio Ltd продолжила производство последующих моделей RD11, в частности, RD11 (с одним красным переключателем вместо двух, зелёного и чёрного, как это разработал Хэмиш).
В 1973 году появилась компания Linn Products, управляющим директором которой стал Айвор, и проигрыватель Linn-Sondek LP12. В майском номере журнала Hi-fi News and Record Review они опубликовали следующее объявление:
«Обратите внимание, что компания Castle Precision Engineering (Glasgow) Ltd., расположенная по адресу: 241 Drakemire Drive, Castlemilk, Glasgow G45 9SZ, хотела бы сообщить, что она спроектировала (авторское право на конструкцию), разработала (патент находится на рассмотрении) специальный подшипниковый узел с корпусом подшипника и штампованное стальное шасси, встроенные в транскрипционную деку, продававшуюся до декабря 1972 года под названием Ariston RD11. Чтобы удовлетворить запросы потребителей, мы приобрели новое помещение рядом с нынешним заводом и основали компанию Linn Products Ltd. Теперь мы производим наш собственный уникальный продукт – транскрипционную деку Linn-Sondek LP12».
Хэмиш снова посетил ежегодный Торговый фестиваль в отеле Majestic в Харрогейте, и там был Айвор Тифенбруин с «проигрывателем» Хэмиша. Есть множество документальных свидетельств того, что Айвор упал на колени и просил прощения за свою вопиющую двуличность (за исключением имени Линна на доске объявлений Arm), рыдая и говоря, что «он думал, что им обоим хватит»! Колин Уокер был свидетелем этого события и дал соответствующие показания на слушаниях в Патентном суде.
Фергус Фонс/Хэмиш Робертсон начали судебное разбирательство против Линна, основанное на краже интеллектуальной собственности, а именно узла одноточечного подшипника, который Хэмиш «изобрел», но, увы, так и не запатентовал, в 1975 году.
В марте 1976 года Дорин и девочки покинули Хэмиша и переехали в Ист-Нойк в Файфе.
В августе 1977 года началось первое слушание по делу Линна. Оно должно было возобновиться в феврале 1978 года, дав Хэмишу время собрать больше доказательств против Тифенбрунов. К сожалению, Хэмиш стал жертвой двух отдельных ограблений, которые произошли с разницей в три недели, пока он жил в доме Гиффноков, до слушания. Первое забрало только его старую сумку Гладстоун, полную детских сувениров, в то время как второе забрало его портфель: все его картотеку, помещенную в один хороший кожаный расширяемый портфель. Дорин выразила свои подозрения, поскольку больше ничего не пропало; было много дорогих вещей и антиквариата, которые никто не заметил.
В октябре 1977 года Хэмиш был найден мёртвым в квартире родителей в Маунт-Флорида. Он был мёртв уже пять дней, прежде чем его нашли, и вскрытие не смогло установить причину смерти; однако, поскольку в его пищеводе была обнаружена пища, патологоанатом зафиксировал асфиксию в свидетельстве о смерти.
В 1978 году Тифенбрун повторно подали заявку на патент на одноточечный подшипник и добились успеха! Остальное – история; однако у меня есть документ, который, как я считаю, имеет решающее значение для установления истины!
Это письмо от адвокатов, представляющих Хэмиша, в котором они выражают соболезнования в связи с его безвременной кончиной и просят продолжить дело от имени «детей», поскольку они были уверены в победе. К сожалению, из-за плохого состояния здоровья и других проблем того времени Дорин не ответила.
Я чувствую, что сказала достаточно, чтобы согласиться с большинством из вас, кто уже знал правду, и теперь могу открыть, что я — одна из дочерей Хэмиша, и моя работа здесь завершена.
Вложения: |

Screenshot_20250726_213659_Chrome.jpg [ 268.39 КБ | Просмотров: 55 ]
|

Screenshot_20250726_213713_Chrome.jpg [ 203.47 КБ | Просмотров: 55 ]
|
|