|
17 августа 1959 года – ровно 57 лет назад – вышла в свет пластинка "Kind of Blue" – студийный альбом Майлса Дэвиса, считающийся одним из величайших музыкальных произведений второй половины двадцатого века. Это не только самая успешная работа Дэвиса, но и самая продаваемая пластинка в истории джаза, внесенная в Национальный реестр звукозаписи Библиотеки Конгресса США и оказавшая огромное влияние на джаз, рок и современную классическую музыку.
Альбом был записан за две сессии, состоявшиеся 2 марта и 22 апреля 1959 года на Колумбийской студии на Тридцатой улице в Нью-Йорке. В сессиях участвовали музыканты секстета Майлса Дэвиса: барабанщик Джимми Кобб, контрабасист Пол Чемберс, саксофонисты Джон Колтрейн и Кэннонболл Эддерли, – а также пианист Билл Эванс, который осенью 1958 года покинул группу Майлса, но был приглашён специально для участия в записи этого альбома, сыграв значительную роль в разработке его структуры. Постоянный пианист состава Майлса того времени, Уинтон Келли, заменил Эванса только на записи композиции "Freddie Freeloader".
В конце 1958 года ансамбль Дэвиса, исполнявший смесь стандартов и би-боповых композиций авторства Паркера, Монка и Гиллеспи, был одним из самых передовых коллективов на сцене хард-бопа. Тем не менее, Майлс все больше разочаровывался в традициях бопа и искал новый подход. После долгих поисков Дэвис нашёл то, что искал, в книге пианиста Джорджа Расселла "Лидийско-хроматическая концепция тональной организации". Так родился модальный джаз, в котором, в отличие от традиционного подхода, гармоническая основа заменена ладами (дорийским, фригийским и т.д.) – как традиционными для европейской музыки, так и экзотическими. Благодаря этому развитие импровизации опирается не на смену аккордов, а на подчеркивание особенностей конкретного лада. Опробовав этот подход на одном из треков предыдущего альбома "Milestones", Дэвис решил записать целую пластинку, основанную на модальности.
Весной 1959 года музыканты собрались, чтобы записать альбом, о котором они практически не имели представления: предварительных репетиций не было, о материале они почти ничего не знали, а ноты с базовыми идеями композиций получили буквально за несколько минут до начала записи – причем сам Майлс разработал эти идеи буквально днем раньше. Результаты такой неподготовленной работы получились настолько ошеломительными, что впоследствии прошел слух, будто весь альбом был записан с одного дубля. Это не так, но, тем не менее, студийные джемы музыкантов были в те два дня исключительно удачными.
Альбом "Kind of Blue" не был первым джазовым произведением, полностью основанным на модальной импровизации, однако он стал первым произведением, в котором она была использована, и, конечно, стал самым известным и узнаваемым шагом в этом направлении. Дэвис называл модальную импровизацию "возвращением к мелодии", подчеркивая, что "отсутствие аккордовых последовательностей дает музыканту куда больше свободы и пространства, чтобы расслышать происходящее: "можно продолжать до бесконечности, не задумываясь о смене аккордов и сосредотачиваясь на мелодии. Это вызов самому себе – понять, насколько ты можешь быть мелодически инновационным. Когда есть последовательность, ты всегда знаешь, что у тебя есть лишь 32 такта, которые потом закончатся, и у тебя больше нет вариантов, кроме как повторить то, что ты уже сделал – с вариациями. Но когда у тебя есть лишь модальность, то твои возможности безграничны".
17 августа 1959 года альбом вышел в США на лейбле "Columbia Records" в моно- и стереоформате. С тех пор "Kind of Blue" считается шедевром Майлcа Дэвиса, а также обладает титулом самого продаваемого альбома в истории джазовой музыки. Также он нередко входит в списки величайших альбомов всех времен, причем на самых высоких позициях. Большинство специализированных изданий не оценивает пластинку менее чем на 10 из 10. Огромное количество джазовых, классических и рок-музыкантов признаются во влиянии, которое на них оказала эта работа, а рэппер Q-Tip, например, сравнивает его с Библией – "он всё равно есть у вас дома". И сегодня этой пластинке исполнилось 57 лет.
Список треков: 1. "So What" (Miles Davis) – 9:22 2. "Freddie Freeloader" (Miles Davis) – 9:46 3. "Blue in Green" (Miles Davis, Bill Evans) – 5:37 4. "All Blues" (Miles Davis) – 11:33 5. "Flamenco Sketches" (Miles Davis, Bill Evans) – 9:26 6. "Flamenco Sketches" (alternative take) - 9:31
Состав: Miles Davis – труба (лидер группы) Julian "Cannonball" Adderley – альт-саксофон (кроме "Blue in Green") Paul Chambers – контрабас Jimmy Cobb – барабаны John Coltrane – тенор-саксофон Bill Evans – фортепиано (кроме "Freddie Freeloader"), сопроводительный текст к альбому Wynton Kelly – фортепиано ("Freddie Freeloader")
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
|